Коллективная статья: BPM в направлениях цифровизации: кейс цифрового факторинга
BPM в направлениях цифровизации: кейс цифрового факторинга
Статья подготовлена под руководством Гонтарь Л.О. (директора ЦК ФРЦЭ специалиста отраслевых рабочих групп по экономике данных и технологизации промышленности), молодыми учеными:
Желтоноженко Марк Олегович
Броян Артур Арменович
Резниченко Иван Сергеевич
Лихавицкая Анастасия Александровна
BPM (Business Process Management) заключается в подходе к управлению бизнес-процессами, который включает в себя анализ, проектирование, оптимизацию и автоматизацию процессов в организации. Целью BPM — повысить эффективность и гибкость бизнес-процессов, улучшить качество услуг и продуктов, а также снизить затраты.
Особенности цифровой повестки задает определенный темп внедрения BPM в различных отраслях, например:
Телекоммуникации. BPM-платформа содействует инициации и внедрению новые разработок, обслуживания клиентов, поддержке документооборота;
IT. Системы управления бизнесом поддерживают и организуют различные виды разработок программного обеспечения.
Электронная коммерция. Крупные интернет-магазины организуют через BPM-систему продажи, дистрибуцию товара, доставку, аналитику, заключают договоры с поставщиками.
Страховые компании. Системы данных организаций анализирует биографию, доходы, историю клиента и рассчитает страховые выплаты.
Производственные компании. Используют BPM для оптимизации производственных процессов и повышения качества продукции.
Структурно в BPM могут использоваться следующие блоки:
1. Моделирование процессов: создание визуальных моделей бизнес-процессов для их анализа и оптимизации.
2. Анализ процессов: оценка текущих процессов для выявления узких мест и возможностей для улучшения.
3. Оптимизация процессов: внедрение изменений для повышения эффективности.
4. Автоматизация процессов: использование технологий для автоматизации рутинных задач и улучшения взаимодействия между системам
5. Мониторинг и управление: отслеживание производительности процессов в реальном времени и внесение необходимых корректировок.
Рассмотрим возможность использования решений BPM в кейсе цифрового факторинга. Данное направление подразумевает финансовый инструмент, который позволяет компаниям получать средства за свои дебиторские задолженности (счета-фактуры) быстрее и с меньшими затратами, используя цифровые технологии. Этот процесс включает в себя продажу дебиторской задолженности третьей стороне (факторинговой компании) в обмен на получение денежных средств.
Опционально процесс факторинга выглядит следующим образом (при этом, процесс цифровизации выражается в каждом из данных бизнес-процессов, которые подразделяются на ряд других бизнес-процессов):
• компания продает свои счета-фактуры (дебиторскую задолженность) факторинговой компании;
• факторинговая компания выплачивает компании большую часть суммы счета (обычно 70-90%) сразу;
• когда клиент компании оплачивает счет, факторинговая компания получает оставшуюся сумму за вычетом комиссии.
Роль цифровизации в факторинге и становление проектов “цифровой факторинг” можно наблюдать через следующие тренды:
• Цифровой факторинг использует онлайн-платформы и приложения для автоматизации процесса. Это включает в себя электронное оформление документов, автоматизированную проверку кредитоспособности клиентов и онлайн-отслеживание статуса платежей;
• Возможность интеграции с другими системами учета и управления бизнесом для упрощения работы.
Однако, данное направление находится в процессе архитектурного проектирования и внесения дополнительных импликаций в различные бизнес-процессы цифрового факторинга. Это связано с отсутствием единой методологической базы взаимодействия отделений (например, по методикам DevOps, либо SCARF), должной верификации конкретных бизнес-процессов, а также исключения рутинных задач. Комплексным решением в данном направлении может выступать BPM, которая может интегрировать данные процессы.
Но, следует в каждом конкретном кейсе цифрового факторинга учитывать, что BPM несмотря на относительно успешную интеграцию с другими системами, неизбежно сталкивается с эффектами “цифрового задваивания”. Данные эффекты возникают в условиях, когда существуют несколько компаний никак не связанных друг с другом (компания, которая продает счета-фактуры и факторинговая компания, клиент). Фактор предпринимает действия, чтобы максимально распределить все бизнес-процессы и дополнительно внести необходимые данные, но вместе с тем, два других участника гражданских отношений, также ведут свои учетные записи и верифицируют их в своих системах. Таким образом, складываются потенциальные риск-факторы “разных” цепочек данных (chain data base) и другие проблемы единого имплементирования данных. Как следствие может возникать частые ошибка, связанная с наличием нетипизированных переменных в исполняемом скрипте (типовым решением выступает проверка исполняемого скрипта на наличие типизации переменных). Также экземпляры конкретной “сущности” могут отсутствовать и т.д. Это задает тенденцию на проработку исходных схожих решения BPM и добавления артефактов, но под конкретный тираж с учетом отраслевого направления.
Следует учитывать использование цифрового факторинга промышленными предприятиями. Так как BPM-решения в промышленности находятся на уровне проработки (ввиду разобщенности самих подразделений), создание единого свода данных может находится в зоне повышенных организационных и технических рисков.
В настоящее время, полагаем следует учитывать данные кейсы при внедрении различных систем, включая BPM, в особенности в ракурсе проектов “цифрового факторинга”. Дополнительно следует обратить внимание на:
- искомые бизнес-процессы (применительно к цифровому факторингу в нашем случае);
- подходы к единым стандартам BPM -систем и применение в конкретном отраслевом кейсе (в частности, в цифровом факторинге);
- использование адаптированного уровня ведения протоколов;
- вопросы единой стандартизации данных и их тщательную проверку (ликвидация избыточных данных);
- информационная безопасность и соблюдение единых подходов в ее обеспечении.